Всем известен факт, что играть в FB за Россию против "нормальных" наций невозможно, ну или очень сложно. Много было написано гневных слов на эту тему, особенно в первые годы после выхода дополнения "В поисках Эльдорадо". Конницы нормальной нет, фузилеры слабые, пикинёры вообще ни о чём, у мушкетёров долгая подготовка к стрельбе, усовершенствований мало. В общем сплошные проблемы и никакого баланса...
Сложно опровергнуть все эти доводы и данная статья не содержит сенсационных открытий, способных перевернуть представление об игре. Имея небольшой опыт сражений в интернете могу с уверенностью сказать, что русскими играть тяжело. Тем не менее обидно за державу, хочется отстоять честь соотечественников и разобраться, как же все таки противостоять ордам европейских завоевателей и коренного населения дикой америки. Целью этой заметки является освещение сильных сторон российской нации и тактических приёмов игры против наций, чьё превосходство известно всем любителям и профессионалам Fight Back (Завоевание Америки в поисках Эльдорадо).
1. Крестьяне, дома, церкви и другие строения.
Итак первым преимуществом России в игре является дешевизна крестьян, домов, складов, церквей и крепостей. На постройку крестьян уходит в полтора раза меньше еды чем у европейцев. Дома I и крепости стоят значительно меньше камня, а церкви и склады, в отличие от европейских наций, вообще не требуют камня на постройку. Преимущество очевидно. На начальном этапе игры, пока еды мало и её производство не налажено можно построить больше крестьян, а работают русские крестьяне также как европейцы. Дома дают возможность быстрее производить крестьян, соответственно быстрее растет экономика и армия. Вместо стандартных 4 домов I для европейских наций в начале игры, Россия легко строит 5, если не 6.
Дешевизна церквей частично решает проблему с отсутствием блокгауза I. При том, что блокгауз изначально имеет защиту от выстрела, в церковь помещается больше защитников. Вместе с тем, у русских нет улучшения на повышение прочности всех зданий, так что русская церковь впоследствии будет захватываться быстрее европейской.
Дешёвые склады позволяют эффективнее наладить добычу дерева, что в свою очередь даст возможность быстрее построить первую крепость, для которой нужно всего 500 камня, а дерева – 8000 (сравнимо с европейскими крепостями).
Все выше перечисленные преимущества не означают, что камень можно тратить бездумно, он нужен на строительство городского центра (он стоит почти в два раза дороже европейского). Поэтому улучшения Россия начинает делать одновременно с европейской нацией.
2. Казаки и конюшни.
Конница XVII в. – главный козырь и одновременно главный недостаток России в игре. Такая же быстрая, как индейская, так же, как и индейские всадники, – вооружённая копьями (пиками – более эффективное оружие против европейской кавалерии). Количество очков здоровья у казаков – 600, это больше, чем у испанских конкистадоров и даже больше чем у конных пикинёров Сиу. Поэтому, без улучшений на повышение защиты солдат в броне, казак способен победить конкистадора, а вот при всех сделанных улучшениях на одного конкистадора нужно уже три казака. Но конкистадоры строятся в крепости и на их постройку тратится много еды, так что их постоянное производство практически невозможно, а казаки производятся в конюшнях, которых можно построить много, требуют меньше еды на постройку и совсем не требуют золота. Европейские драгуны XVII в. в сражении один на один как при отсутствии улучшений так и при полном наборе оных конкуренцию казакам не составляют.
Отдельно нужно выделить эффективность казаков против индейской пехоты. Высокая скорость и большое количество здоровья позволяет сотне казаков разгонять орды лучников практически без потерь. Прокачка при наборе боевого опыта делает сражение с казаками ещё более неприятным.
Не видел чтобы профессиональные игроки использовали священников, но, в случае с Россией, постройка попов позволит продлять жизнь казакам-ветеранам и повышать возможности казачьего войска.
Но при всех преимуществах у легкой российской конницы есть один большой недостаток, – огромное время на постройку. Здесь сложно проводить какие-либо сопоставления с конкистадорами, по причине того, что постройка последних упирается в ограниченные запасы еды и скорость постройки крестьян в начале игры, но по небольшому собственному опыту могу утверждать, что в серьезную силу казаки превращаются после постройки третьей-четвертой конюшни и соответствующего улучшения на скорость постройки. А до этого момента нужно каким-то образом выдержать атаки европейской конницы или лавину индейских лучников и крестьян. Как это сделать, – вопрос открытый, возможно потребуется грамотное использование фузилёров, мушкетеров и казаков в сочетании с более плотной застройкой.
Знатоки утверждают что DrHorse в одной из своих игр за Россию построил 14 (!) конюшен. При таких раскладах не думаю, что у какой-либо нации будет шанс против русских в поле.
3. Русская крепость фузилеры и драгуны.
Русская крепость не позволяет строить конницу XVII в, для этого есть конюшни. Следовательно в крепости можно построить фузилёров или драгун. И те и другие войска несомненно нужны в игре за Россию: драгуны – для массированного штурма вражеской базы и защиты своей от атак вражеской конницы, фузилёры – для обеспечения достойной огневой поддержки на особо жарких участках фронта, штурма передовых укреплений противника и обороны зданий на важных направлениях.
Много писалось о непобедимости американского фузилёра, он действительно силён. Но у американцев нет конюшен, поэтому приходится выбирать между строительством конницы и фузилёров (об этом тоже писали на форумах в первые годы после выхода Завоевание Америки в поисках Эльдорадо). Ну а в сочетании с казаками, тактика борьбы со стрелками известна: завязал бой конницей, давая возможность подойти стрелкам на близкое расстояние, отвёл конницу, сделал залп и в рукопашную (вопрос применения трапперов в бою не рассматривался). При таком варианте развития событий у американских фузилеров шансов нет.
Отдельно следует отметить тот факт, что русский фузилер без улучшений строится быстрее европейского, после всех улучшений – скорости постройки сравнимы. В сочетании с предполагаемой возможностью быстрее построить русскую крепость, постройка фузилёров должна помочь в отражении атак европейской конницы.
Соотношение в производстве фузилеров и драгунов в крепости – пока, также, вопрос открытый.
4. Стрельцы и пикинёры
Есть чёткое заблуждение, касающееся пехотных российских юнитов XVII в. Считается, что пикинёры и мушкетёры российской нации ни на что не годны и, в сравнении с аналогичными юнитами других европейских наций, – проигрывают по своим боевым качествам. Нужно заметить, что это не совсем так.
Первое, после всех проделанных улучшений стрельцы (то есть русские мушкетеры) бьются с европейскими (даже испанским пикинёрами) с эффектом 1 : 1. То есть за один удар и у тех и у других отнимается одно очко здоровья. Сила выстрела и здоровье стрельцов больше чем у европейских аркебузиров, что дает им преимущество в сражении в поле. У европейских наций тоже есть мушкетеры, но здесь речь идёт не о преимуществах, а об отсутствии явных недостатков.
Второе, русские пикинеры безусловно не могут соревноваться по боевым качествам с европейскими, но имеют коэффициент штурма в полтора раза больший чем у стрельцов и небольшую защиту от стрелы. Тогда российских пикерёров можно попытаться использовать для штурма баз североамериканских индейцев, при поддерждке казаков естественно. Казаки уничтожают лучников-солдат, опасных для пикинёров, пикинёры – захватывают дома, стрелы индейских крестьян им не страшны. При этом для выбивания обороняющихся из вместительных зданий предпочтительнее использовать драгунов. Впрочем, данная тактика использования пикинёров на практике ещё не проверена.
5. Командный состав
Часто постройка второго форта используется игроком за Европу как возможность повысить плотность артиллерийского огня на основном участке наступления. Нельзя отрицать, – данная тактика является эффективной против застроившегося обороняющегося противника. Но при этом серьезно страдает скорость постройки солдат. Ведь два форта производят солдат в два раза быстрее. Логично, но, к сожалению, не всегда правильно. Все дело в домах. Далеко не всегда после постройки форта есть возможность направить в него крестьян из 4-5 домов. Именно по этому в ряде случаев удобно использовать форт в качестве стационарной укреплённой артиллерийской батареи. Но один-то дом всегда можно найти, и почему бы тогда не использовать второй форт для производства пеших офицеров XVII века. Это как раз те солдаты которых так не хватает в рядах российских вооруженных сил. Отряд пеших офицеров XVII в. практически непобедим в рукопашном бою, кроме этого в сочетании с ружейным огнем мушкетёров их можно использовать для штурма зданий.
Но ещё одним преимуществом использования пеших офицеров XVII в., в игре именно за Россию, является упрощенное создание отрядов. Для формирования пешего русского отряда XVII в. не требуется барабанщик и знаменосец, – только офицер. Следовательно отряды можно быстро формировать и расформировывать быстрее чем европейские. Нужно быстро занять позицию и укрепиться выдвинулся толпой в заданный район, по прибытии – создал отряд, стоишь копишь бонус в обороне и рукопашной схватке. Убили командира, – не страшно их сколько угодно вокруг стоит.
6. Ну так и в чём же дело
Итак, подведём итоги. Преимуществ в игре за Россию масса, почему же тогда играть соотечественниками так тяжело. Приходиться признать, что в дополнение к перечисленным в начале статьи недостаткам, нужно указать главный, – отсутствие быстро строящейся конницы XVII в. на первых 10-20 минутах после перемирия. Пешие войска России XVII в. не способны сдерживать натиск европейской кавалерии и плохо защищены от тучи индейских стрел. Остальные проблемы решаемы.
Отсутствие конницы превращает оборону и захват зданий в серьезную тактическую задачу, решение которой ещё не найдено. Но кто знает, возможно мы ещё многое не знаем об этой загадочной евразийской цивилизации. Русской цивилизации.
С наилучшими пожеланиями всем любителям игры "Завоевание Америки в поисках Эльдорадо" MRV.
|